Продолжаем обсуждение вопроса, почему бюро переводов выгодно работать только с переводчиками-фрилансерами, имеющими статус индивидуального предпринимателя (ИП). Разберем вопрос с финансово-экономической точки зрения, а также рассмотрим, как БП выстроить рабочий процесс с теми фрилансерами, с которыми БП работает давно, но у них пока нет ИП.
С конца 2018-го года российские власти разработали новые стимулы для того, чтобы заставить фрилансеров выйти из тени и начать работать с заказчиками по договорам. В Государственной Думе РФ на заседании комитета по бюджету и налогам депутаты подготовили законопроект, направленный на ужесточение надзора за доходами фрилансеров. Для этих целей предложено использовать отслеживание платежей через интернет, т.к. соответствующие органы обладают техническими и программными средствами, позволяющими уже сейчас выявлять доходы граждан, с которых не уплачены налоги.
Для решения вопроса депутаты предложили как «кнут», так и «пряник». В качестве «кнута» они выбрали штраф в размере 100% от дохода, с которого не уплачены налоги, т.е. фактически изъятие всех «черных» доходов. В качестве «пряника» - возможность для фрилансера зарегистрироваться в статуе самозанятого, хотя сейчас такой формат доступен не всем регионам страны. В отличие от ИП, самозанятые платят сниженный налог (4% от суммы доходов).
Контроль над деятельностью фрилансеров ужесточился, и это касается и самих фрилансеров, и их нанимателей.
Итак, отношения БП с переводчиками-фрилансерами нужно формироваться на договорной основе. Рассмотрим, почему договор подряда невыгоден для бюро переводов.
Дело в том, что по действующему законодательству РФ работодатель, в нашем случае – переводческая компания, помимо установленных договором подряда выплатам фрилансеру уплачивает и страховые взносы. Эти взносы идут на обязательное пенсионное страхование (22% от суммы выплат фрилансеру) и обязательное медицинское страхование (5,1% от суммы выплат) и выплачиваются в соответствующие фонды в тех же объемах, что и при заключении обычных трудовых договоров с сотрудниками. Единственное отличие – по договорам подряда нет выплат в Фонд социального страхования (2,9%).
Иначе говоря, если БП заключает договор подряда с фрилансером, для него с финансовой точки зрения это почти то же самое, что взять этого фрилансера в штат, т.к. у бюро возникают дополнительные расходы в виде страховых взносов. Не будем забывать, что фрилансер должен оплатить еще и налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от суммы выплат. А также то, что обязанность уплатить НДФЛ лежит на работодателе, т.е. на бюро переводов.
Посчитаем общую сумму налогов и страховых выплат, которые БП и фрилансер заплатят государственным органам, если они заключили договор подряда:
13% + 22% + 5,1% = 40,1%.
Другими словами, в финансовом смысле известная триада «заказчик – БП – переводчик-фрилансер» на деле оказывается немного длиннее: «заказчик – БП – переводчик-фрилансер – государственные органы». И последнее звено гарантировано получает свои 40,1% от тех денег, которые выплачивает заказчик, т.е. исполнители в лице БП и переводчика-фрилансера получат только 59,9% от суммы выплат заказчика, если БП и фрилансер заключили договор подряда.
Итак, в 2019-м году выплаты в различные государственные органы по договору подряда составляли почти половину от суммы договора. А что будет, если фрилансер имеет статус ИП? Еще недавно ИП уплачивали налоги и страховые взносы в размере 6% от дохода. Теперь ситуация изменилась.
Начиная с 2018-го года, в России действует новый порядок выплат страховых платежей индивидуальными предпринимателями. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 430 Налогового Кодекса РФ, ИП в 2018-м году должен был уплатить:
• Взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб. за год;
• Взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб. за год.
Таким образом, общая сумма страховых выплат равна 32 385 руб. Или около 2700 руб. в месяц. Если наш фрилансер заработал за месяц 30 000 руб., то это примерно 9%. Т.е. государственные органы получат не 40,1%, а всего 9%. Причем, размер взносов практически не зависит от суммы дохода, т.е., чем больше заработал, тем меньше этот процент.
Правда, здесь есть небольшой нюанс: если доходы ИП за год превысят 300 000 руб., то ему нужно дополнительно уплатить на пенсионное страхование сумму в размере 1% от дохода, превышающего эти 300 000 руб. Пусть для примера наш ИП заработал за год 350 000 руб., тогда к 26 545 руб. нужно прибавить (350 000 – 300 000)*1% = 500 руб.
И еще одно обстоятельство - 32 385 руб. нашему ИП придется заплатить, даже если он не получил никакие доходы в этот год.
Но уже с 2019-го года ИП платили в государственные органы больше, поскольку суммарный прирост взносов оказался на уровне 11,9% от размера выплат в 2018-м году. А в 2020-м эта сумма увеличилась еще на 12,8%. Что будет за горизонтом 2020-го года пока неизвестно.
Таким образом, в 2019-м году ИП уплатили:
• Взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб. за год;
• Взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб. за год.
В сумме это 36 238 руб.
А в 2020-м:
• Взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб. за год;
• Взносы на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб. за год.
В сумме это 40 874 руб.
Если воспользоваться вышеприведенным примером, то в этом году ежемесячные страховые выплаты находятся уже на уровне 11,4%. Но это все равно ощутимо ниже, чем 40,1% выплат по договору подряда. И даже ниже процента НДФЛ.
Подводя итоги, можно констатировать, что переход на ИП выгоден как самим переводчикам на аутсорсе, так и переводческим компаниям, с которыми они работают. Поэтому главным стимулом для фрилансеров со стороны БП может стать информационная и, в необходимых случаях, юридическая поддержка тех, кто собрался оформить статус индивидуального предпринимателя.
Нередко и сейчас переводчики-фрилансеры даже не задумываются о том, чтобы стать ИП. Просто не знают, зачем это нужно, и как двигаться в этом направлении. Поэтому задача бюро переводов осуществить «юридический и экономический ликбез» среди тех фрилансеров, в ком они заинтересованы, предоставить им гарантии долгосрочного сотрудничества, раскрыть выгоду перехода на этот уровень для фрилансера на конкретных примерах, дать инструкцию, какие документы следует собрать и какие практические шаги предпринять, чтобы оформить статус ИП.
И конечно, держать руку на пульсе в том, что относится к законодательству, регулирующему деятельность ИП и самозанятых.
Комментарии 0