-
-
Новости
-
Гильдия словесников бьет тревогу: новый образовательный стандарт будет отвращать школьников от чтения
Гильдия словесников бьет тревогу: новый образовательный стандарт будет отвращать школьников от чтения
Научно-методический совет ассоциации «Гильдия словесников» выступил резко против проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по литературе, разработанного Минобразования РФ.
Согласно заявлению Научно-методического совета, в который входят такие видные специалисты в сфере языкознания, как:
- • кандидат филологических наук, ординарный профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ, телеведущий Александр Архангельский,
- • доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей теории словесности МГУ им. М.В. Ломоносова Татьяна Венедиктова,
- • доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы Института мировой литературы РАН Татьяна Касаткина,
- • доктор филологических наук, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ и Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз,
и многие другие, новый ФГОС по литературе создает условия для профанации литературного образования. Претензий у членов Совета набралось очень много. Вот основные из них:
- • Программа [школьная – прим. ред.] перегружена, это исключает возможность полноценного освоения художественных произведений, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны.
- • Произведения жестко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему.
- • Предложенный в проекте документа список произведений является серьезным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересы ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе; он не берет в расчет изменившиеся практики чтения, не отвечает вызовам времени.
- • Сейчас в России есть несколько линеек учебников литературы, по которым учатся дети. В них одни и те же произведения из обязательного списка могут изучаться в разных классах, в новом же проекте этому разнообразию подходов положен конец, существующие линейки учебников аннулируются.
- • В рамках предложенной версии стандарта создается ситуация, когда в рабочих программах учителей становится невозможно учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников. Это подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одаренности, инклюзивного образования школьников.
- • Неясна научно-методическая и педагогическая логика распределения текстов по годам изучения. Учебник, созданный по такой программе, будет напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью.
- • Крайне непродуманной и методически несовершенной является и предлагаемая в стандарте система навыков: она не способствует формированию читательских компетенций, творческого и проектного мышления. Многие навыки просто скопированы из одного класса в другой, то есть неясно, в чем состоит «приращение» на каждом этапе. Таким образом, вместо структурирования предметного содержания проект лишь методически дезориентирует учителя.
Вывод, который делают члены Совета, весьма неутешителен: предложенный проект ФГОС делает законными лишь одну-две определенные школьные программы, тем самым создавая как методический вакуум, так и ситуацию монополизации рынка учебников. У Минобразования другая позиция: новые стандарты формируют единое образовательное пространство.
Источник
Комментарии 0